1.  Целью курса органической химии на фармацевтическом факультете является:


-  формирование системных знаний закономерности химического поведения органических соединений,  как основы для понимания и умения решать химические проблемы лекарствоведения;

- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;

-  готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;

- способность к участию в проведении научных исследований;

- готовность к участию во внедрении новых методов и методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств.

Задачи дисциплины: в результате освоения дисциплины студент должен

знать

1.  Основы строения и реакционной способности органических соединений: виды структурной и пространственной изомерии; электронное строение атома углерода и атомов- органогенов, их химических связей; взаимное влияние атомов и способы его передачи в молекуле с помощью электронных эффектов; сопряжение и ароматичность; принципы стабилизации молекул, радикальных и ионных частиц на электронном уровне; теории кислотности и основности органических соединений; механизмы важнейших химических реакций.

2.  Информационные возможности современных физико-химических методов спектрального (УФ-, ИК-, ЯМР 1Н-спектроскопия), хроматографического (ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ), масс-спектрометрического исследования и границы использования этих методов в анализе и идентификации органических соединений.

3.  Важнейшие гомофункциональные классы органических соединений: строение, правила номенклатуры, физические свойства, типичные и специфические химические свойства и электронные механизмы соответствующих реакций.

4.  Строение, правила номенклатуры и специфическую реакционную способность важнейших гетерофункциональных соединений, традиционных для

5.  фармацевтической специальности.

6.  Особенности строения и реакционной способности важнейших азот-, кислород- и серосодержащих гетероциклов.

7.  Строение и основные химические свойства групп биологически значимых  органических соединений - участников процессов жизнедеятельности (гидрокси- и аминокислоты, высшие жирные кислоты и спирты, моносахариды, нуклеозиды и нуклеотиды, липиды) и биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты).

8.  Строение и основные химические свойства групп соединений растительного и животного происхождения - терпеноидов, стероидов, алкалоидов и их синтетических аналогов.

9.  Строение, физические и химические свойства синтетических полимеров, используемых в фармации.

10. Общие правила и порядок работы в химической лаборатории. Правила техники безопасности.

уметь

1.  Определять принадлежность соединений к определенным классам и группам  на основе классификационных признаков; составлять формулы по названию и давать название по структурной формуле в соответствии с правилами международной номенклатуры ИЮПАК.

2.  Определять характер распределения электронной плотности в статическом состоянии с учетом действия индуктивных и мезомерных эффектов и выявлять наличие в молекуле электрофильных и/или нуклеофильных реакционных центров.

3.  Определять наличие и тип кислотных и основных центров и давать сравнительную оценку силы кислотности и основности органических соединений.

4.  Оперировать структурными и стереохимическими формулами соединений, определять виды стереоизомеров и давать им названия по R,S- и  D,L- номенклатурным системам.

5.  Описывать механизмы электрофильного и нуклеофильного присоединения и замещения, а также элиминирования, альдольной и сложноэфирной конденсаций в общем виде и применительно к конкретным реакциям.

6.  Представлять в общем виде и для конкретных соединений химическую основу кето-енольной, лактим-лактамной и кольчато-цепной таутомерии.

7.  Составлять оптимальные пути синтеза заданных органических соединений и выбирать рациональные подходы к идентификации с помощью комплекса физико-химических методов. Выделять, очищать и идентифицировать заданные синтезированные вещества.

8.  Экспериментально определять наличие определённых видов функциональных групп и специфических фрагментов в молекуле с помощью качественных реакций.

9. Ставить простой учебно-исследовательский эксперимент на основе овладения основными приемами техники работ в лаборатории,  выполнять расчеты.

          Органическая химия как общенаучная дисциплина занимает важное место в системе высшего фармацевтического образования. В курсе органической химии формируются знания и умения для базисных и профильных дисциплин (фармацевтической, токсикологической, биологической химии, фармакогнозии, фармакологии, фармацевтической технологии), а также для практической деятельности провизора.