Травматология и ортопедия (ассистент кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ, к.м.н. Мирзоев Н.Э.)
Цель: Цели изучения дисциплины.
Конечная цель: формирование будущего врача общего профиля, который в ургентной ситуации сможет оказать необходимый объём помощи больному с травмой и грамотно решить вопросы эвако-транспортной сортировки, а при ортопедической патологии выявить её и направить для лечения поназначению
Предметная цель:
Целью преподавания травматологии и ортопедии является обучение студентов современным положениям теоретических и практических разделов травматологии и ортопедии. Необходимо обращать внимание на этиологию, патогенез основных ортопедических заболеваний, повреждений, методы профилактики, диагностики, лечения патологии опорно-двигательногоаппарата.
Общей направленностью лекционного курса является формирование у студентов научного подхода к лечению больных с патологией опорно-двигательного аппарата, высокого уровня милосердия к пострадавшим, овладение современными знаниями этиологии, патогенеза ортопедических заболеваний и повреждений опорно- двигательного аппарата. В лекциях рассматривается вклад российских травматологов- ортопедов и военно-полевых хирургов в решение такой важной народнохозяйственной задачи, как раннее и полноценное возвращение к труду больных и инвалидов с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Лекции сопровождаются клиническим разбором больных, демонстрацией таблиц, слайдов, рентгенограмм, инструментов и аппаратов. Показом учебных кинофильмов.
Основной целью практических занятий является формирование практических навыков диагностики и лечения больных с повреждениями и заболеваниями опорно- двигательного аппарата.
В целях максимального приближения обучения к работе в реальных условиях, практические занятия проводятся в лечебных отделениях стационара, в приемном отделении, в гипсовом кабинете, перевязочных, операционных, консультативно- диагностических подразделениях, травматологических пунктах.
Практические навыки на занятиях целесообразно отрабатывать в два этапа. На первом этапе необходимые манипуляции, техника скелетного вытяжения осваиваются на фантоме. Приемы и методы репозиции переломов вывихов производятся на волонтерах. На втором этапе, после приобретения данного базисного исходного уровня, практические навыки формируются непосредственно при участии студентов в лечении больных. Студенты самостоятельно (под контролем преподавателя) производят анестезию места перелома, туалет ран, остановку кровотечения в ране, самостоятельно выполняют этапы первичной хирургической обработки ран конечностей, пункции суставов, накладывают лангетные гипсовые повязки, определяют места проведения спиц для скелетного вытяжения, накладывают скелетное вытяжение при переломах костей нижних конечностей, ассистируют на экстренных операциях, принимают участие во вправлении вывихов. Под наблюдением преподавателя выполняют типичные новокаиновые блокады. Студенты самостоятельно проводят коррекцию положения конечностей на лечебных шинах, снимают скелетное вытяжение, гипсовые повязки, принимают участие в перевязках больных.
Отдельные темы практических занятий (например, «Политравма, множественные и сочетанные повреждения») целесообразно проводить по принципу «Деловые игры». При этом достигается двойной эффект. С одной стороны, совершенствуется клиническое мышление студента, с другой – отработка практических навыков на волонтере позволяет избежать ошибок при обследовании, выборе тактики лечения данной группы больных. И только после этого студенты могут приступать к работе с данными контингентами больных.
За время прохождения цикла занятий студент курирует одного больного, пишет и сдает преподавателю историю болезни. Кроме того, каждый студент в течение цикла дежурит один раз в вечернее время в приемном покое стационара.
Задачи учебной дисциплины:
1. дать знания, необходимые для оказания первой медицинской, доврачебной и врачебной помощи травматологическимбольным;
2. отработка практических навыков и умений, позволяющих будущему врачу любого профиля быстро разобраться в ургентной ситуации, наметить план экстренных диагностических и лечебных мероприятий, быстро начатьдействовать;
3. интеграция полученных знаний, в том числе базисных дисциплин, умение применять их в экстремальныхусловиях;
4. освоение вопросов организации травматологической помощи, основ санитарно- эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после травм и заболеваний в травматологии, а также ведение медицинской документации, в том числеучетно-отчетной;
5. отработка практических навыков и умений, позволяющих будущему врачу любого профиля быстро разобраться в ургентной ситуации, возникающие при боевых действиях, катастрофах и комбинированныхпоражениях.
6. освоение вопросов организации травматологической помощи при массовых поступленияхпострадавших.